Питер Хук о Factory Records, Joy Division и Line 6

Питер Хук о Factory Records, Joy Division и Line 6

Немногие лейблы становятся легендарными, как это случилось с манчестерским Factory Records. Основанный в 1978 году телеведущим Тони Уилсоном, актером Аланом Эразмусом и менеджером группы Робом Греттоном, лейбл стал своего рода домом для разных групп, включая The Durutti Column, Cabaret Voltaire и Joy Division, хотя у них было мало общего в стилистическом отношении. 

Лейбл дебютировал с выпуском A Factory Sample в конце декабря 1978 году - двойного EP, включавшего два трека Joy Division, - и прекратил свое существование в 1992 году, хотя другие предприятия, связанные с Factory, появлялись и исчезали еще как минимум десять лет. Фильм 2002 года “Круглосуточные тусовщики” дает представление по крайней мере о части истории.

Joy Division, пожалуй, самая исторически значимая группа, связанная с Factory Records. Ян Кертис (вокалист, автор текстов, гитарист), Бернард Самнер (гитарист клавишник), Стивен Моррис (барабанщик) и Питер Хук (басист/бэк-вокалист) изначально собрались, чтобы играть панк, о чем свидетельствуют их ранние записи. Но вместе со звукорежиссером Мартином Ханнеттом они создали два альбома, во многом определивших звучание пост-панка. С их мрачной, угрюмой атмосферой и беспрецедентным использованием цифровых эффектов Unknown Pleasures и Closer остаются влиятельными почти полвека спустя. Joy Division прекратила свое существование вместе с трагической смертью Яна Кертиса 18 мая 1980 года. 


Здесь мы поговорим с басистом Joy Division и New Order Питером Хуком первых днях Factory Records, Мартине Ханнетте, его уникальном звуке и  стиле игры на басу, а также о том, как он использует Line 6 HX Effects со своей нынешней группой Peter Hook and the Light. 


Картинка 2 (1).jpeg


Какими были отношения Joy Division и Factory Records?

Правда в том, что мы все были очень молоды и наивны, никто из нас толком не знал, что нужно делать, но мы были в хорошей компании. Что мне нравилось в Тони, так это то, что он никогда ничего не делал ради денег. Все было ради искусства. Например, его идея делить деньги 50/50, что было просто неслыханно. Еще он был крайне невнимателен, когда дело касалось нашей музыки, поэтому просто оставлял нас наедине с собой, что, конечно, является ненадежной тактикой, если ты управляешь лейблом. 

Также мы считали, что музыка должна говорить сама за себя, и, по сути, выступали против рекламы. Мы не писали свои имена на обложках пластинок, не включали синглы в альбомы - наше отношение к продаже пластинок было ужасным. Тем не менее, у Factory было по крайней мере десять фантастических лет с Joy Divison и New Order.


Можно ли сказать, что вы оказались в нужное время в нужном месте?

Тот период панка и пост-панка был фантастическим временем для музыки в Англии, да и во всем мире. Люди были готовы слушать, а группы - рисковать, и это огромная ценность. 

Поскольку ранние релизы Factory были записаны Мартином Ханнетом и оформлены Питером Сэвиллом, возникает ощущение преемственности и идентичности лейбла, хотя все звучали очень по-разному. Как группы подписывались на Factory?

Честно говоря, это зависело от того, кто подходил к Тони, и что ему говорили. Иен Кертис при первой встрече произвел на него ужасное впечатление, но Тони его запомнил. Похоже, ему нравилось все ненормальное, неудобное и злое. Я имею в виду, что он, как известно, отказался от The Smiths, потому что считал их скучными, и от Stone Roses, так как они были слишком манчестерскими.



Как складывались отношения с Мартином?

Мы с Берни постоянно с ним ссорились. Мы сидели по обе стороны от него за микшерным пультом и по очереди что-то требовали. Большую часть времени он просто замирал и говорил, что-то вроде: “Идиоты, дайте мне все сделать самому”. Его позиция заключалась в том, что музыкантов желательно не видеть и не слышать, что довольно странно, учитывая, что он сам был музыкантом. Хотя, он был абсолютно прав, что не стал нас слушать.



Справедливо ли назвать его пятым участником Joy Division?

Нет, он не написал ни одной песни и даже ничего не изменил в музыке. Просто у него была своеобразная техника записи, которая изменила звучание.


Например?

Одна из особенностей его звучания это прозрачность. Все записывалось как можно более чисто, четко и раздельно, что подразумевало размещение микрофонов близко к усилителям и параллельную запись DI. У него были опыт и видение, как все должно звучать в итоге. 

Использовались такие эффекты как цифровой стереодилей AMS DMX 15-80s, Marshall 5402 Time Modulator, ленточный дилей Melos Echo Chamber и ревербератор EMT. Ты помнишь какие-нибудь подробности, как он их использовал?

Больше всего Мартин использовал EMT. В Strawberry Studios были два огромных ревербератора EMT, которые звучали великолепно, и он с их помощью делал что-то вроде стены звука в духе Фила Спектора. Но наибольшее влияние на него как на продюсера оказали Tamla Motown. У них была акустическая эхо-камера на чердаке в Хитсвилле, США, которая использовалась для записи всех этих великолепных пространств, что, пожалуй, сильнее всего повлияло на Мартина.

Басовый звук на Closer крупнее, полнее и чище, чем на Unknown Pleasures. Это была другая студия, и я полагаю, что вы использовали другой усилитель. А что насчет бас-гитары?

В большинстве песен я играл на шестиструнном басу Sherkold Marathon, и это было главным отличием. Также в Unknown Pleasures я не использовал свои эффекты, так как Мартин применял свои. Хотя в Closer на записи слышно мой хорус Electro-Harmonix Clone Theory и дилей Yamaha, установленный на 80 миллисекунд для увеличения объема.


Ты когда-нибудь играл пальцами вместо медиатора?

Я всегда играл медиатором и всегда бил по струнам так сильно, как только мог [смеется].


На записях Joy Division ты всегда играл через усилитель или использовал DI?

Мартин записывал и усилитель, и DI, хотя в то время, я понятия не имел, зачем это нужно. 


Как давно ты используешь оборудование Line 6?

Довольно давно, начиная с POD и DL4, которых у меня в итоге было около семи. Сейчас на концертах я использую HX Effects в паре с хорусом Clone Theory. У меня также есть несколько Helix Floor, которыми меня учит пользоваться мой сын. Честно говоря, я немного традиционалист, и мне нравятся физические педали, но в туре я должен быть реалистом. HX Effects прекрасно справляется со всем и великолепно звучит.


Какие эффекты ты чаще всего используешь?

Я использую 70s Chorus в качестве запасного варианта для Clone Theory. Wringer Fuzz для легкого перегруза, Kinky Boost для некоторых соло. Эквалайзер просто используется для увеличения громкости шестиструнной бас-гитары Shergold с пассивными датчиками. Я обнаружил, что при определенных усилиях HX Effects может делать все, что я хочу, и он также очень надежен - ездит со мной по всему миру и еще ни разу не подвел.


Концертный пресет Питер Хука для HX Effects можно скачать здесь:

https://blog.line6.com/wp-content/uploads/SALFORD-RULES_HX.hlx_.zip


К списку новостей Следующая новость