Фузз в кантри-музыке

Фузз в кантри-музыке

Скрипящий, шумный, “прямоугольный” эффект дисторшна, известный под названием фузз, связан в основном с такими жанрами рок-н-ролла, как гаражный рок, психоделика, панк, инди и гранж. За последние пять десятилетий фузз заработал репутацию эффекта, любимого наиболее бунтарской породой рокеров.

Среди ранних примеров использования фузза в популярной музыке, такие записи как “Satisfaction” группы The Rolling Stones и “Heart Full of Soul” Yardbirds, выпущенные в 1965 году. Фанаты с более глубокими познаниями приведут в пример сингл 1962 года “The 2,0000-Pound Bee” от Ventures. Тем не менее, настоящее зарождение фузза началось на несколько лет раньше и происходило в самом неожиданном месте - в небольших студиях Нэшвилла в среде кантри-артистов. Примерно за пять лет до того, как Роллинги записали “Satisfaction”, фузз-гитара уже использовалась в десятках кантри-синглов, и этот звук оставался жизненно важным, хотя и часто упускаемым из виду, элементом кантри-гитары вплоть до конца 1970-х годов.

Блюзовые и рок-гитаристы в 50-е годы все чаще использовали искаженные тона и намеренно повреждали динамики своих усилителей для создания искажений. Похожим образом совершенно случайно было сделано открытие фузза. Во время сессии в студии Quonset Hut в Нэшвилле в конце 1960 года при записи сингла Марти Роббинса “Don’t Worry” инженер Гленн Снодди не заметил, что в одном из каналов консоли взорвался трансформатор. Когда примерно через полторы минуты Мартин начал играть свое соло, бас начал издавать хриплый, сильно искаженный тон. Роббинсу и продюсеру Дону Лоу так понравился этот тембр, что его решили оставить на записи.


Вскоре после выпуска “Don’t Worry”, запись стала большим хитом, продержавшись десять недели на первом месте в чарте кантри-синглов Billboard. Снодди поступил мудро, отложив неисправный канал для использования в будущем, если кто-нибудь попросит его воспроизвести звук. В январе 1961 года, незадолго до выпуска сингла, Грэди Мартин вновь обратился к этому новому фирменному звуку, сделав его центральным элементом своего инструментального сингла “The Fuzz”, от которого, вероятно, и произошло название эффекта.

Снодди стал получать все больше запросов на “фузз”-звучание, поэтому совместно с инженером WSM Radio Ревисом В. Хоббсом они создали автономный девайс, способный воспроизводить аналогичный тембр. Вместе они разработали компактную транзисторную схему, помещенную в небольшой металлический корпус с ножным переключателем, который позволял активировать эффект. Снодди представил свое изобретение компании Gibson, которая в 1962 году выпустила устройство под названием Maestro FZ-1 Fuzz-Tone.

Картинка 2.png

Следующим заметным кантри-синглом с фузз-звучанием стал “I Just Don’t Understand” Анн-Маргрет. Запись была спродюсирована Четом Аткинсом при участии Билли Стрэнджа на гитаре. Предположительно, сессионный инженер получил фуззовый тон путем перегруза входного канала на записывающей консоли.


В течение следующих нескольких лет десятки кантри-исполнителей записывали песни, используя фузз. К 1965 году фузз стал общепринятой частью современного звука. Однако к концу семидесятых количество записей, где присутствовал этот звук, начало сокращаться. Некоторые из наиболее известных примеров этого десятилетия включают “The Runnin’ Kind” Мерла Хаггарда, “The Good Lord Giveth and Uncle Sam Taketh Away” Уэбба Пирса и “T for Texas” Чарли Уокера.

Нынешнее звучание кантри значительно эволюционировало. Для непредвзятых кантри-гитаристов вновь настало прекрасное время, чтобы снова изучить фуззовое звучание и текстуры. The Cadillac Three - отличный пример современной кантри-группы, которая использует фузз. Они настолько любят этот эффект, что назвали свой последний альбом Country Fuzz. Благодаря им и нескольких подающим надежды группам единомышленникам фузз готов к мощному возвращению в кантри.

К списку новостей Следующая новость