Гид по лампам оконечника. Часть 1

Гид по лампам оконечника. Часть 1

Некоторые типы ламп выходной мощности (те, что используются в оконечнике усилителя) имеют характерный, узнаваемый саунд и сегодня, спустя десятилетия, уже стали в каком-то смысле референсными. Иногда производители усилителей говорят, что хороший разработчик может получить практически любой тембр из любой лампы. Однако, практика показывает, что определенные типы ламп по-разному окрашивают звук.

К примеру 6V6 или 6L6 дают канонический звук Deluxe Reverb и Twin Reverb соответственно, а EL34 и EL84 прочно ассоциируются с «британским» звуком Marshall и Vox. В этой статье расскажем подробнее о популярных типах ламп.

 

6L6GC

Картинка 2.jpg

Mullard 6L6GC

 

Если вам нужен канонический пример звучания 6L6GC, вспомните «большой» звук усилителей Fender. Эту лампу часто можно встретить в американских усилителях мощностью более 25 Ватт, она обладает мощным, уверенным тембром с плотными низами и артикулированным верхом. Звук может быть достаточно резким в громких «чистозвучных» усилителях с большим хедрумом, а также более мягким и шелковистым в твидовых моделях.

Пара таких ламп будет генерировать от 40 до 50 Вт в усилителе класса AB, а квартет может выдавать до 100 Вт. Их можно встретить в самых разных усилителях: твидовых моделях Fender Bassman, Pro, Super, Twin Reverb и Super Reverb с черной панелью, ранних головах Marshakk JTM45, комбиках Bluesbreaker. 6L6 также используются в Mesa/Boogie Mark One, многих моделях Soldano и Bogner, некоторых Dumble, например Overdrive Special.

 

EL34

 Картинка 3.jpg

Electro-Harmonix EL34

 

Здесь мы переносимся через Атлантику, и на сцену выходит громкий британский «хрустящий» звук. EL34 традиционно используются в усилителях Marshall и вообще является визитной карточкой британского звучания с конца 1960-х. Их можно использовать с высоким напряжением, что дает большую мощность, чем 6L6GC, а тембр отличается насыщенным и мягким низом, «кусающим» верхом и жирной серединой, которая особенно хорошо звучит с дисторшном.

EL34 это ламповые усилители Marshall после 1967 года, такие как JMP50, Master Model 2203, 2204 и JCM800, а также большинство современных моделей. Они присутствуют в классических усилителях Hiwatt, Orange, Vox и Sound City и многих других.

Когда современный производитель пытается воссоздать мощный «британский» саунд, он в первую очередь обращается к EL34. Но многие используют их и в более оригинальных конструкциях, например хай-гейновых Rivera и VHT. Инженеры Mesa, Friedman, Matchless Clubman, TopHat Emplexador также устанавливали EL34 в свои модели, чтобы получить тот самый британский характер.

 

6V6GT

 Картинка 4.jpg

Genalex Gold Lion 6V6GT

 

В менее крупных американских моделях, рассчитанных на клуб или студию звукозаписи, чаще всего использовались лампы 6V6, известные своим сочным, округлым тембром и насыщенным дисторшном. Они почти в два раза менее мощные, чем их «старший брат» 6L6, поэтому быстрее перегружаются. Пара 6V6GT будет генерировать не более 22 Вт в цепи с фиксированным смещением и 15-18 Вт в цепи с катодным смещением (Deluxe Reverb и 5E3 Tweed Deluxe соответственно).

6V6 использовались во многих моделях Fender в том числе в линейках Champ, Princeton и Deluxe. Были они и в некоторых винтажных усилителях Gibson, таких как GA-40 Les Paul Amp и многих других. С конца 1980-х и до конца 1990-х было трудно найти надежные современные 6V6, именно это побудило Fender создать нехарактерные для них модели на основе EL84, такие как Blues Junior. Ситуация изменилась с выпуском надежных 6V6 от Electro-Harmoniх, а затем и от других производителей.

Помимо американской классики и нескольких переизданий, 6V6GT используются во многих современных усилителях, таких как Carr Mercurt V, Skelark, Tone King Imperial, Divided by 13 CJ11, Bogner Goldfinger, Dr Z Z-28 и других. Некоторые производители используют четыре 6V6GT для получения мощность 30-45 Вт.


Продолжение следует.

К списку новостей Следующая новость