Как Джо Мик перевернул мир звукозаписи. Часть 1

Как Джо Мик перевернул мир звукозаписи. Часть 1

Роберт Джордж «Joe» Мик был не по годам развитым ребенком. В 10 лет он написал и сделал постановку театрального представления для детей в своей деревне, построил радиоприемник, микрофон и ламповый усилитель. В 14 он стал диджеем, а в 24 построил резак для дисков, который использовал в своей первой записи при создании библиотеки звуковых эффектов. Мик работал в ремонте радиоприемников, телевизоров и других электрических устройств, прежде чем стать профессиональным звукорежиссером.

Несмотря на то, что его часто называют аутсайдером музыкальной индустрии, Мик начал профессиональную карьеру звукозаписи в качестве сотрудника IBS - крупнейшей и самой продвинутой студии в Лондоне. Британские инженеры в то время были по сути учеными в белых лабораторных халатах, их задачей было с максимальной точностью выполнять процедуры, разработанные для записи звуков. В то же время продюсеры принимали все художественные решения, несмотря на то, что сами редко разбирались в технологии записи.

То, что простой инженер мог предлагать творческие идеи, а тем более настаивать на их выполнении, было просто невообразимо. Мик почти единолично совершил революцию в этой области.

 Картинка 2.jpg

Между 1955 и 1957 годами Мик в качестве инженера поработал над десятками хитовых пластинок для крупных поп- и джазовых исполнителей, часто добавляя уникальные звуковые элементы, которые отличали их от записей современников. Для получения звука, который Мик слышал у себя в голове, он доводил значения лимитеров до максимума, использовал компрессор для «раскачки» тембра, размещал микрофоны не так, как требовалось по инструкции, экспериментировал с использованием «неправильных» типов микрофонов, а иногда даже специально перегружал входы преампа.

Мик был также большим поклонником акустических эхо-камер и ленточной задержки, и в 1957 году построил пружинный ревербератор из сломанного нагревателя. Также, вероятно, Мик был одним из первых инженеров, применивших DI-запись электрического баса.

Внедрение этих методов привело к серьезному сдвигу парадигмы, и повлияло на сегодняшние стандарты. Записи британской поп-музыки, сделанные в 1950-х годах, включали в себя много комнатного звука. Микрофоны обычно располагались подальше от источников, а разделение достигалось за счет того, что музыканты становились подальше друг от друга.

Мик устанавливал микрофоны близко к источнику, устраняя влияние комнаты, затем использовал компрессор и лимитер для усиления тембра. Чтобы компенсировать потерю пространства, он отправлял целые миксы в эхо-камеру. Вполне возможно, что именно он был первым человеком в Англии, придумавшим задерживать сигнал перед отправкой в эхо-камеру, став изобретателем пре-дилея.

Одни продюсеры возмущались подходом Мика, а другие отказывались работать с кем-либо кроме него. Поскольку многие из его записей стали хитами, Мик превратился в востребованного звукорежиссера.

«Bad Penny Blues» джазового трубача Хамфри Литтелтона - один из самых известных ранних примеров того, как подход Мика изменил характер записей. Песня построена вокруг басовой партии, исполненной на фортепьяно в стиле буги-вуги, в сопровождении партии малого барабана, сыгранной кистями. Мик сжал все инструменты намного сильнее, чем было принято в джазе, но тем самым сделал кисти заметными в миксе, и намеренно перегрузил фортепиано.

«Это была идея Мика», - сказал Денис Престон, продюсировавший запись. «Ударные звучали так, как ни один другой инженер в то время не мог сделать - все вокруг говорили, что ритм-секцию нужно чувствовать, а не слышать. Он был первым, кто использовал то, что тогда называли дисторшном. И именно это сделало хитом песню, которая при других обстоятельствах стала бы просто еще одним треком на джазовом EP.»

Продолжение следует.

К списку новостей Следующая новость