Лампа и цифра. Больше не нужно выбирать. Статья Дэна Боула

Лампа и цифра. Больше не нужно выбирать. Статья Дэна Боула

Сегодня в мире усилителей происходит нечто, что меня искренне удивляет. С одной стороны в последние несколько лет наблюдается быстрый рост популярности моделирующих усилителей, например, продукция Line 6, Kemper и Fractal используется примерно в половине всех туров. С другой - эта тенденция порой вызывает негативную реакцию у многих гитаристов. Они говорят что-то вроде: “Ни в коем случае нельзя играть через моделлер, ламповые усилители звучат совершенно иначе”. Или “я играл год назад и мне не понравилось, поэтому, уверен, что мне никогда не понравится в будущем”. Такие комментарии подразумевают, что необходимо сделать однозначный выбор между “лампой” или “цифрой”. Но так ли это на самом деле?

Надо сказать, что вы не найдете более требовательного и взыскательного знатока ламповых усилителей, чем я. Я обожаю ламповый тон и испытываю перед ним такой уровень благоговения, что однажды основал компанию по производству усилителей. Все началось с того, что в 1978 году я купил свой первый Marshall и разобрал его, чтобы понять секрет звучания. С тех пор я неустанно изучал всевозможные модели, постоянно сравнивал лампы и другие компоненты и искренне радовался, если удавалось улучшить звучание еще на 2%. В общем, я просто обожаю ламповые усилители.

Но не менее важно, что цифровое моделирование совершенствуется так же быстро, как лампы деградируют. Как и все компьютерные технологии, гитарные процессоры за последние годы продвинулись очень далеко. Еще пять лет назад они оставляли желать лучшего с точки зрения качества звучания, ощущений от игры и общего удобства использования. Но сейчас они слишком хороши, чтобы это отрицать. Выступая в качестве консультанта Line 6, я могу сказать, что и актуальные продукты, и те, что находятся в разработке, действительно впечатляют, и играть на них действительно приятно.

На заре моделирования цифровых усилителей тембры были не только третьесортными, но и динамика звучания была жесткой и безжизненной. Со временем звуки стали довольно реалистичными, но ощущения не улучшались такими же темпами. До сравнительно недавнего времени живость и чувствительность к прикосновению оставались слабой стороной цифровых девайсов. Так что же изменилось?

Начнем с того, что способность процессора точно воспроизводить детали звучания лампового усилителя сильно зависит от его вычислительной мощности. За последние несколько лет разработчики моделлеров значительно выиграли от увеличения вычислительных возможностей в индустрии, в связи с чем выросло и качество продукции.

Еще одна давняя проблема для разработчиков состоит в том, что моделирование, скажем, AC30, представляет собой всего лишь создание виртуальной версии одного из экземпляров. Сам AC30 для разных людей означает разные вещи. Это AC30 The Beatles? Или Брайана Мэя? Или Майка Кэмпбелла? То же самое касается Deluxe, Plexi и т. д. Независимо от того, насколько хорошо вы моделируете усилитель, очень сложно смоделировать его во всех рабочих состояниях. Но, опять же, возросшая вычислительная мощность и другие инновации позволяют моделировать усилители более детально.

Даже если вы не фанат технологий и просто хотите поиграть, вы сможете найти встроенные пресеты или загрузить пресеты от других производителей. Кроме того, обратите внимание на регулярные обновления прошивки, которые дают доступ к новым функциям и звукам. 

Проще говоря: нет необходимости выбирать между цифровыми моделлерами и ламповыми усилителями. Моделлеры никогда не заменят винтажное ламповое оборудование - это всего лишь новое семейство девайсов, которое предлагает нам новые возможности. Для музыкантов они предоставляют прекрасную возможность расширить свою тональную палитру. Почему бы не воспользоваться новыми творческими инструментами уже сейчас?

 

 

К списку новостей Следующая новость