Дэн Боул - гитарист, инженер, продюсер и консультант из Лос-Анджелеса - специально для Line 6.
“Мы все стремимся звучать, как наши любимые гитаристы, и поэтому сознательно или нет копируем звук, который слышим на записях. Я начал играть на гитаре в 1977 году в возрасте 12 лет, и с первого дня старался получить гитарный тон из песен The Beatles, Джими Хендрикса, Led Zeppelin, Чака Берри и других. Однако, как я ни старался, у меня никогда не было точного совпадения. Почему?
Есть ряд важных факторов, которые часто упускаются из виду. Если вы не записывались в крупной студии, вас может удивить, насколько сильно на звук гитарного усилителя влияет цепочка эффектов и сам инженер звукозаписи.
Мой первый опыт работы в студии случился в 1980 году. Одним из студийных усилителей был 100-ваттный Marshall Super Lead начала 70-х. Мне было 15, и я впервые смог поиграть через подобный усилитель. У меня имелся свой небольшой 50-ваттный комбо Marshall, поэтому я думал, будто знаю, чего ждать от 100 ватт. Но я очень ошибался. 100-ваттный Marshall был намного громче, ярче, быстрее, чище и звучал гораздо более неприятно, чем мой комбо. Чтобы заставить этот усилитель искажать сигнал так, как я хотел, его нужно было включить на такую громкость, что невозможно было находиться рядом. Это было пугающе и сложно, и, честно говоря, мне совсем не понравилось. Какой неприятный сюрприз.
Суть этой маленькой истории в том, что усилитель звучал совсем не так, как в моих любимых записях с его использованием. Инженер милосердно отвел меня в диспетчерскую, чтобы я мог послушать звук оттуда. Внезапно все зазвучало “правильно”. О чем я не знал, так это о множестве факторов, влияющих на звук. Вот краткий список по порядку: комната, микрофон, предусилитель, компрессор, эквалайзер, уровень громкости и сами мониторы.
Комната имеет огромное значение. Есть “светлые” комнаты, “темные” комнаты, теплые, четкие, гулкие, глухие, комнаты с реверберацией и т. д. Комната всегда оказывает большое влияние на звук записанного усилителя.
Далее идет микрофон. Один и тот же сетап, записанный через разные микрофоны, может звучать совершенно по-разному. Существует четыре основных категории микрофонов: динамические, конденсаторные с малой диафрагмой, конденсаторные с большой диафрагмой и ленточные, с десятками отличных микрофонов на выбор в каждой категории. Их расположение также имеет значение. Еще больше усложняет ситуацию то, что для более плотного звука часто инженеры смешивают разные типы микрофонов, и существует бесконечное количество возможных комбинаций.
Микрофоны подключаются к микрофонным предусилителям. Например, предусилители Neve широко используются для записи гитар, так как звучат гладко и элегантно. Эти Neve управляются трансформатором, “окрашивающим” звук особым образом, в частности они сглаживают сверхбыструю атаку высоких частот, за что их и любят многие инженеры.
Компрессия также существенно влияет на тон. Многие инженеры даже считают, что искусство записи заключается в грамотном использовании компрессии. Хотя существует множество типов компрессоров, для подавляющего большинства гитарных записей используются два. Наиболее известный LA-2A - гладкий и теплый компрессор, который делает приятным почти любой звук. Второй - классический твердотельный 1176. Это популярный и универсальный компрессор, прекрасно сочетающийся с гитарами.
Эквалайзер имеет огромное значение. Существует множество различных типов эквалайзеров, некоторые из которых вносят значительную окраску.
Наконец, мониторы. Разные типы динамиков могут по-разному влиять на то, что вы слышите. Материалы динамиков, конструкция, корпус, компоненты и т. д. - все это меняет звук. Вариации здесь бесконечны.
В дополнение к комнате, выбору микрофона и обработке сигнала решающее значение имеет громкость, на которой вы слушаете запись. Рекомендую почитать про кривые Флетчера-Мэнсона. Человеческий мозг имеет множество встроенных механизмов, защищающих нас от опасно громких звуков, а 100-ваттный Marshall определенно создает именно такие. Проще говоря, кривая Флетчера-Мэнсона иллюстрирует искажение, которое естественным образом возникает в нашем мозгу. Когда мы слышим громкие звуки, наш мозг резко меняет их восприятие, чтобы защитить нас от травмы. Когда вы стоите перед гитарным усилителем, кривая Флетчера-Мэнсона работает в полную силу, но при прослушивании записи на нормальной громкости, “кривая” слабо меняет наше восприятие, если вообще меняет.
Давайте повторим: все вышеперечисленные факторы влияют на то, что вы слышите на записи, хотя ни один из них не относится к гитаре и усилителю.
Почти каждый день меня спрашивают: “Какой из ваших усилителей поможет мне зазвучать как (вставьте сюда исполнителя и запись)?” Я всегда отвечаю: “Любой, но позвольте задать вопрос, играете ли вы как этот гитарист?” И ответ всегда “нет”.
И хотя минимум 51% звука любого гитариста находится в его руках, и у вас нет чьих-либо рук, помните, что верно и обратное: ни у кого нет ваших рук и никто другой не может воссоздать конкретно ваше звучание. Как бы вам ни хотелось подражать чужому звуку, попробуйте приложить те же усилия для создания своего собственного. Удачи быть собой!”
Во все более сложном и изощренном мире басовых усилителей и процессоров эфф...
Больше десяти лет назад Line 6 выпустили педаль, которая стала ответом на з...
За последние несколько десятилетий моделирующие технологии изменили то, как...
Helix изменил правила игры в мире цифровых усилителей благодаря простому в ...
Кармен Ванденберг черпает вдохновение у таких музыкантов, как Би Би Кинг, С...
Компактная педаль HX One содержит более 250 моделей высококлассных эффектов...