Почему ваш усилитель звучит не как у знаменитостей?

Почему ваш усилитель звучит не как у знаменитостей?

Дэн Боул - гитарист, инженер, продюсер и консультант из Лос-Анджелеса - специально для Line 6.

“Мы все стремимся звучать, как наши любимые гитаристы, и поэтому сознательно или нет копируем звук, который слышим на записях. Я начал играть на гитаре в 1977 году в возрасте 12 лет, и с первого дня старался получить гитарный тон из песен The Beatles, Джими Хендрикса, Led Zeppelin, Чака Берри и других. Однако, как я ни старался, у меня никогда не было точного совпадения. Почему?

Есть ряд важных факторов, которые часто упускаются из виду. Если вы не записывались в крупной студии, вас может удивить, насколько сильно на звук гитарного усилителя влияет цепочка эффектов и сам инженер звукозаписи.

Картинка 2.png

Мой первый опыт работы в студии случился в 1980 году. Одним из студийных усилителей был 100-ваттный Marshall Super Lead начала 70-х. Мне было 15, и я впервые смог поиграть через подобный усилитель. У меня имелся свой небольшой 50-ваттный комбо Marshall, поэтому я думал, будто знаю, чего ждать от 100 ватт. Но я очень ошибался. 100-ваттный Marshall был намного громче, ярче, быстрее, чище и звучал гораздо более неприятно, чем мой комбо. Чтобы заставить этот усилитель искажать сигнал так, как я хотел, его нужно было включить на такую громкость, что невозможно было находиться рядом. Это было пугающе и сложно, и, честно говоря, мне совсем не понравилось. Какой неприятный сюрприз.

Суть этой маленькой истории в том, что усилитель звучал совсем не так, как в моих любимых записях с его использованием. Инженер милосердно отвел меня в диспетчерскую, чтобы я мог послушать звук оттуда. Внезапно все зазвучало “правильно”. О чем я не знал, так это о множестве факторов, влияющих на звук. Вот краткий список по порядку: комната, микрофон, предусилитель, компрессор, эквалайзер, уровень громкости и сами мониторы.

Комната имеет огромное значение. Есть “светлые” комнаты, “темные” комнаты, теплые, четкие, гулкие, глухие, комнаты с реверберацией и т. д. Комната всегда оказывает большое влияние на звук записанного усилителя.

Картинка 3.png

Далее идет микрофон. Один и тот же сетап, записанный через разные микрофоны, может звучать совершенно по-разному. Существует четыре основных категории микрофонов: динамические, конденсаторные с малой диафрагмой, конденсаторные с большой диафрагмой и ленточные, с десятками отличных микрофонов на выбор в каждой категории. Их расположение также имеет значение. Еще больше усложняет ситуацию то, что для более плотного звука часто инженеры смешивают разные типы микрофонов, и существует бесконечное количество возможных комбинаций.

Микрофоны подключаются к микрофонным предусилителям. Например, предусилители Neve широко используются для записи гитар, так как звучат гладко и элегантно. Эти Neve управляются трансформатором, “окрашивающим” звук особым образом, в частности они сглаживают сверхбыструю атаку высоких частот, за что их и любят многие инженеры.

Компрессия также существенно влияет на тон. Многие инженеры даже считают, что искусство записи заключается в грамотном использовании компрессии. Хотя существует множество типов компрессоров, для подавляющего большинства гитарных записей используются два. Наиболее известный LA-2A - гладкий и теплый компрессор, который делает приятным почти любой звук. Второй - классический твердотельный 1176. Это популярный и универсальный компрессор, прекрасно сочетающийся с гитарами.

Эквалайзер имеет огромное значение. Существует множество различных типов эквалайзеров, некоторые из которых вносят значительную окраску.

Наконец, мониторы. Разные типы динамиков могут по-разному влиять на то, что вы слышите. Материалы динамиков, конструкция, корпус, компоненты и т. д. - все это меняет звук. Вариации здесь бесконечны.

Картинка 4.png

В дополнение к комнате, выбору микрофона и обработке сигнала решающее значение имеет громкость, на которой вы слушаете запись. Рекомендую почитать про кривые Флетчера-Мэнсона. Человеческий мозг имеет множество встроенных механизмов, защищающих нас от опасно громких звуков, а 100-ваттный Marshall определенно создает именно такие. Проще говоря, кривая Флетчера-Мэнсона иллюстрирует искажение, которое естественным образом возникает в нашем мозгу. Когда мы слышим громкие звуки, наш мозг резко меняет их восприятие, чтобы защитить нас от травмы. Когда вы стоите перед гитарным усилителем, кривая Флетчера-Мэнсона работает в полную силу, но при прослушивании записи на нормальной громкости, “кривая” слабо меняет наше восприятие, если вообще меняет.

Давайте повторим: все вышеперечисленные факторы влияют на то, что вы слышите на записи, хотя ни один из них не относится к гитаре и усилителю.

Почти каждый день меня спрашивают: “Какой из ваших усилителей поможет мне зазвучать как (вставьте сюда исполнителя и запись)?” Я всегда отвечаю: “Любой, но позвольте задать вопрос, играете ли вы как этот гитарист?” И ответ всегда “нет”.

И хотя минимум 51% звука любого гитариста находится в его руках, и у вас нет чьих-либо рук, помните, что верно и обратное: ни у кого нет ваших рук и никто другой не может воссоздать конкретно ваше звучание. Как бы вам ни хотелось подражать чужому звуку, попробуйте приложить те же усилия для создания своего собственного. Удачи быть собой!”

К списку новостей Следующая новость